Дистанционное обучение. Сравнение школ.

В данном разделе Вашему вниманию предоставляется 3 статьи об английском языке. В них Вы найдете сравнение существующих методик дистанционного обучения, с указанием их недостатков и достоинств.

1. Читать на английском языке - это просто

Шеремет Андрей Валентинович - кандидат наук, преподаватель английского языка разработал свою собственную методику обучения чтению на английском языке.
Эта методика работает уже на протяжении десяти лет и все школьники, студенты и взрослые, обучавшиеся по этой методике, смогли научится читать текст любой сложности всего за семь занятий.

Сравнение основных положений современных методик и подходов к обучению технике чтения.

В настоящее время обучение английскому языку у школьников младших классов ведётся по нескольким различным учебникам, их авторы: А.П.Старков, Е.И.Негнивицкая, Б.Монк, И.Н.Верещагина, некоторые преподаватели применяют свои собственные методики, но всё равно они опираются на учебники этих авторов. В связи с этим целесообразно рассмотреть, что предлагают эти авторы для быстрого и эффективного обучения учеников технике чтения.

И.Н.Верещагина совместно с другими авторами выпустила ряд учебников со второго по шестой класс, с книгами для чтения и книгами для учителей. Эти учебники довольно популярны и по ним ведётся обучение английскому языку во многих школах страны. Сразу же отмечу, что курс не закончен, и на более поздних этапах изучения языка учащимся приходится переходить на учебники других авторов, но поскольку нас интересует только чтение, то рассмотрим основные этапы методики обучения технике чтения в начальных классах.

Методическая концепция чтения рассматривается И.Н.Верещагиной вместе с другим известным методистом Г.В.Роговой, ими выделяется рецептивное чтение, то есть понимание информации, и процессуальное чтение, то есть как прочитать и озвучить текст. В данной работе рассматривается только второй вид, который состоит из соотнесения графем с фонемами, становления целостных приёмов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, сокращение внутреннего проговаривания и установление непосредственной связи между "семантическим" и графическим комплексами. Именно на первом году обучения закладываются основы такого чтения, учащиеся должны овладеть буквами алфавита, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь читать слова, сочетания слов и т.д. Скорость чтения вслух после двух лет обучения должна быть не менее 250 печатных знаков в минуту.

Минимальной единицей обучения в этом методе рассматривается слово, которое ученики учатся читать с помощью правил чтения, но только простые слова, например cat, dog, или путём заучивания, например, great, bread. При чтении сочетаний сразу же предлагается расставлять ударения согласно интонационным правилам английского языка. Авторы предлагают с самого начала обучения использовать два вида чтения: вслух и про себя, обязательно используется предварительный просмотр текста, что кажется довольно разумным. Обучение же правилам чтения предлагается вести через ключевые слова, чтение которых отработано до автоматизма, и помогать учащимся с помощью этих слов читать другие слова, сходные с ними. Например, зная, как читается слово bought [bo:t], ученик может по аналогии прочитать слова brought, thought и т.д. На первых же этапах необходимо научить детей пользовать знаками транскрипции, хотя бы в частичной форме для некоторых сочетаний гласных и согласных.

В соответствии с представленной методикой необходима опора на русский язык, и при обучении чтению английских слов на начальном этапе нужно подчёркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передаёт и её соответствие или несоответствие в русском языке. Предлагается объяснить основные правила чтения, чтение отдельных суффиксов и чтение слов, которые пишутся по-разному, но читаются одинаково: right-write, sun-son. С первых же занятий читать все выражения с требуемой интонацией, использовать прослушивание читаемых текстов, когда их читает учитель или диктор по звукозаписи. Особое внимание обращается на то, что ученики должны сами сознательно решать как читается то или иной слово на основании правил, которые им объяснил учитель и показал их произношение, но как отдельных фонем. Учеников не следует опекать и после того, как они поняли чтение фонемы, они должны самостоятельно читать слова со сходными буквосочетаниями. Успех в обучении чтению будет определятся тем, насколько сознательно, самостоятельно ученик читает ключевое слово, "видит" в нём правило. Контроль чтения слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе. Обучение чтению слов, читающихся не по правилам, ведётся отдельно с помощью различных методов: частичная и полная транскрипция, чтение за диктором, нахождение аналогов.

Далее преподаватель учит детей читать словосочетания и предложения с правильной интонацией, интонационное чтение - это достаточно сложный процесс, поскольку невозможно правильно и выразительно прочитать текст не понимая его смысла, чувств и переживаний автора и героев. Этот вопрос может быть темой отдельного исследования.

Чтение текстов должно начинаться поэтапно, начиная с интонационной разметки текста, коллективного чтения вслух хором, чтения про себя, и заканчивая индивидуальным контрольным чтением вслух. Вообще чтение вслух должно преобладать на начальных этапах обучения, но при этом нельзя забывать, что хорошее чтение вслух невозможно без предварительного чтения про себя.

Одним из ведущих современных методистов является Е.И.Пассов, который написал ряд работ, посвящённых методике обучения иностранным языкам, речевой деятельности, планированию урока иностранного языка, создал ряд учебно-методических комплексов для изучения немецкого языка. Поскольку в данной работе предполагается рассмотрение обучение техники чтения на базе английского языка, то целесообразно рассмотреть только общие рекомендации, данные Пассовым в своих работах.

"С точки зрения психологии, - пишет О.А.Розов, - чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс деятельности нервной системы человека, характеризующийся громадным объёмом подсознательной и сознательной работы мозга". Умение читать основано на определённых навыках, которые должны быть сформированы учителем в процессе работы в классе и дома. И первый из этих навыков - это "соотнесение зрительного образа речевой единицы с её слухо-речедвигательным образом". Сумма этих навыков и составляет технику чтения.

Пассов выделяет несколько методов обучения техники чтения на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков: алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв), звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова), слоговый (выучивание комбинаций слогов), метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений - прямой метод), звуковой аналитико-синтетический метод, фонемно-графический метод. Рассмотрим достоинства и недостатки этих методов.

Алфавитный метод подразумевает изучение чтения отдельных букв и их сочетаний без учёта того, что слова состоят из слогов и чтение буквосочетаний зависит от того, в каком слоге оно стоит. Кроме того, для школьников младших классов очень тяжело заучивать огромное число правил без их конкретного применения при чтении.

Обучение звуковому методу начинают с изучения звуков иностранного языка с последующим складыванием их в слова. К сожалению, этот метод неприменим к английскому языку, где один и тот же звук может быть передан различными графемами.

Методы целых слов, фраз, предложений - это отголоски прямого метода, существовавшего ещё в 19-м веке, ученики учат слова без "скучного называния по буквам", они сразу понимают смысл слова и имеют возможность анализировать различные тексты с первых занятий. Правда, чтение вслух в этом случае превращается в угадывание правильного чтения слова. Учащиеся не понимают механизма составления слов, делают очень много ошибок при чтении и могут читать только знакомые слова.

Звуковой аналитико-синтетический метод является наиболее привлекательным на фоне всех вышеперечисленных. В этом случае преподаватель не только учит детей правильно произносить звуки, показывает артикуляцию, но и учит их анализировать эти слова, подкрепляя этот процесс наиболее употребительными правилами чтения таким образом, чтобы ученик, столкнувшись с незнакомым словом, мог сам догадаться на основании его знаний, как оно читается.

В современных методиках также выделяют метод устного опережения, когда учащиеся сначала изучают основные разговорные фразы иностранного языка и только потом переходят изучению правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Как пишет С.Ф.Шатилов, такой метод устраняет две трудности из трёх: усвоение звукового образа слова и его значения; учащемуся остаётся только связать графический образ со звуковым, но не все могут это сделать, особенно труден переход к чтению после длительного устного вводного курса.

Именно такой курс предложен авторами учебника по английскому языку А.П.Старковым, Р.Р.Диксоном и М.Д.Рыбаковым. Эти учебники, которые охватывают весь процесс обучения с 4-го по 10-й классы, хорошо известен в нашей стране, так как с его помощью изучали английский язык несколько поколений школьников и только в конце 80-х появились некоторые альтернативные учебники. Поскольку нас интересует только процесс обучению технике чтения, то остановимся подробнее на нём.

В соответствии с предложенной методикой обучение чтению вслух производится на устной основе и осуществляется с помощью следующих упражнений:
- знакомство с буквами алфавита и их озвучивание;
- чтение отдельных слов по ключевым словам;
- чтение грамматических структур с различным лексическим оформлением;
- чтение различных структур, организованных в логической последовательности и т.д.

Данная методика предусматривает ещё несколько пунктов упражнений, но нас интересуют самые первые. В течение первой четверти предусматривается только изучение правил произношения звуков вслед за учителем, или за диктором. Ученики изучают правильную артикуляцию того или иного звука, выполняют гимнастику для языка и губ, которая впоследствии помогает им справиться с произношением трудных звуков английского языка. Изучение проходит в несколько этапов, сначала учащиеся прослушивают звуки, потом повторяют их за учителем, затем повторяют вслед за учителем слова, значения которых преподавателем не переводятся. По возможности на уроках используются выражения, которые позволяют закрепить пройденные звуки - это команды, просьбы учителя, соответствующая лексика и грамматика. Изучение букв английского алфавита и правил их чтения и написа ния начинается только в конце первой четверти и идёт в течение второй и третьей четвертей. Ученики начинают знакомиться с гласными и с правилами их чтения в открытом и закрытом слогах, обучение ведётся с помощью ключевых слов. На доске помещается карточка с ключевым словом, где буква, которая изучается, выделена красным цветом, а непроизносимая е, если она есть, синим. Учитель объясняет чтение этого слова, читает его, ученики читают за ним, после чего по аналогии читают слова, которые читаются таким же образом (например, plate, name, table, place и т.д.). При этом слова должны подбираться таким образом, чтобы они были известны к этому моменту уже всем ученикам. Далее учащиеся читают специальные упражнения по учебнику. Обучение чтению гласных ведётся с учётом четырёх различных типов слогов.

Многие преподаватели пользуются учебниками и методическими пособиями, которые написаны Е.И.Негневицкой, поскольку именно этот автор специализируется на разработках методик преподавания английского языка для младших школьников. На данный момент уже издан один УМК для второго класса и два комплекта книг для учащихся, один из которых посвящён обучению основам чтения. Обучение ведётся с помощью английской транскрипции, начиная с первых уроков. Сначала рассматриваются основные согласные буквы и звуки, которые похожи на русские, показываются картинки, которые иллюстрируют слова, называемые учителем и учеником. Как обычно, обязательно объясняется открытый и закрытый слоги, при этом используются игровые приёмы, которые очень интересны детям. Например, "Я буква е. Я стою в конце слова и помогаю другим гласным. Если я стою, то гласная, которая стоит передо мной, читается как в алфавите. Сама я очень устаю после такой работы и не читаюсь."

Практически всем преподавателям известен учебник Натальи Александровны Бонк для взрослых учащихся, приступающих к изучению английского языка впервые. Здесь тоже с первых же уроков ученики знакомятся с понятием "английская транскрипция" и с её помощью отрабатывают различные упражнения на закрепление изученных правил чтения и выработку необходимого навыка.

Подводя итоги и анализируя все вышеперечисленные методы обучения технике чтения нельзя не признать, что все они имеют некоторые недостатки. Непонятно, нужен ли длительный вступительный курс, позволяющий отработать артикуляцию отдельных звуков и употребление их в словах, при условии, что ученики не понимают эти слова и даже не видят, как они пишутся, а, как будет доказано ниже, наглядное изображение играет гораздо большую роль для младших школьников, чем словесные опоры. Почему авторы учебников считают, что ученикам не надо знать правила чтения английских сочетаний, а наизусть запоминать, как читается то или иное слово. Приведём пример, в слове table явно выраженный закрытый слог, но читается буква a как в открытом. Почему? Существует правило - если после гласной стоит любая согласная потом буква l, а после непроизносимая e, то считается, что эта гласная стоит в открытом слоге - noble, idle, able и т.д. В учебнике Старкова это правило не объясняется. Верещагина предлагает заучивать слова с сочетанием gh, хотя можно объяснить, что это сочетание никогда не читается в английском языке, исключения laugh, cough, enough и некоторые другие, и в тоже время если это сочетание стоит после i, то эта гласная всегда будет читаться как в открытом слоге - high, sigh, might и т.д. Можно привести сотни других примеров правил, которые существуют, но которые не объясняются учителями английского языка, несмотря на то, что некоторые методисты утверждают:"Если вы не дадите и не объясните вашим ученикам правило, то они придумают его сами, другой вопрос - каково будет качество этого правила".

Автор этой работы своё время сам изучал правила чтения по учебнику Старкова причём под руководством очень хорошего заслуженного преподавателя Киселёвой Клары Павловны (школы N 58, теперь гимназия им. А.В. Басова), и даже сейчас помнит уроки по артикуляции, разминку для губ и языка, вывешенные на доске разноцветные слова, но читать умел только слова, значение которых твёрдо знал.

Может быть, стоит обратить внимание на методику, которая применяется при изучении русского языка. Ведь недаром даже через 10 или 20 лет после окончания школы мы помним: "жи, ши пиши с буквой и; чу, щу пиши с буквой у, исключение парашют". Конечно, мне могут возразить и сказать, что число правил и исключений английского языка во много раз превышает число правил русского языка, но, во-первых, необязательно давать все 160 правил (приблизительное число), можно объяснить только основные около восьмидесяти, во-вторых, можно дать только те исключения, которые предполагается использовать в ближайшем будущем, а остальные объяснять по мере необходимости, но ссылаясь на изученное правило. В-третьих, правила чтения нужно непросто объяснять и закреплять, но и записывать в специальную тетрадку и спрашивать также, как это делается на уроках русского языка. В-четвёртых, школьники, которые учатся в школах сейчас в конце 20-го - начале 21-го веков, отличаются от тех, которые учились в 70-х - 80-х, они уже знают, что такое компьютер, видеомагнитофон, сотовая связь, с 2-3 лет умеют ими пользоваться, поэтому не надо думать, что они не смогут запомнить и применить основные правила английского языка, пусть даже их будет сто. Другой вопрос, сумеет ли преподаватель заинтересовать их в этом и проконтролировать выполнение.

2. Английский язык в интернете без дураков

Сравнение современных дистанционных методов изучения анлийского языка

Сразу же замечу, что мне не хотелось бы обижать ту или иную школу и методику обучения английскому языку, которую она использует, поэтому я буду указывать на все недостатки, не называя сами школы.

Я преподаватель-практик, который уже 10 лет индивидуально преподаёт английский язык школьникам, студентам, абитуриентам, бизнесменам. Вместе со мной по моей методике преподавания работают 11 преподавателей.

В сентябре 2000 года я решил посмотреть методики дистанционного обучения, которые предлагают различные школы в Интернете. Я потратил 3 месяца, чтобы изучить практически все школы и варианты обучения, которые они предлагают. Результаты потрясли меня. Я понял, что на настоящее время ни одна из школ не заинтересована, чтобы её учащиеся действительно выучили английский язык. Меня поразил непрофессионализм тех преподавателей, которые предлагают свои методы обучения.

Все дистанционные школы английского языка, которые я встретил в Интернете, можно разделить на платные и бесплатные.

Начну с бесплатных. К сожалению, не все русские люди ещё поняли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Половина якобы бесплатных школ при ближайшем рассмотрении оказалось платными и, как только вы регистрировались в них и хотели получить первые уроки, выяснялось, что нужно предварительно заплатить Н-ую сумму денег. Те школы, которые предлагали по-настоящему бесплатные курсы, оказались настолько плохи, что мне даже стыдно говорить о них. Мне обидно, что мои коллеги абсолютно не заботятся о том, чтобы научить своих учеников английскому языку.

В основном все бесплатные методики предлагают курсы, посвящённые какому-то одному аспекту изучения английского языка, например, переводу или грамматике. Вообще, я не нашёл ни одного комплексного метода изучения языка, включающего в себя чтение, перевод, грамматику, говорение, аудирование (слушание), письмо. Курсы, которые Вы можете найти в Интернет, больше похожи на справочный материал, который интересно посмотреть, но изучая который Вы ни на шаг не приблизитесь к Вашей мечте - знать английский язык. У меня сложилось такое впечатление, что авторы всех Интернет-методик не набивали свой материал ручками, а сканировали на сканеры с разных книг, я даже узнал некоторые из них (причём авторы методики и авторы книг были разные).

Все бесплатные методики, которые я просмотрел, являются хорошим справочным материалом, для человека, который знает английский язык достаточно хорошо, но абсолютно бесполезны для тех, кто начинает обучение.

Теперь несколько слов о платных курсах. Здесь дела обстоят получше. Видно, что создатели методики всё-таки делали что-то, чтобы заработать свои деньги, но недостатки опять очевидны. Во-первых, абсолютно все курсы предлагают обучение в режиме on-line, то есть Вы должны "сидеть" в Интернете, когда изучаете английский язык. Это стоит денег. Если у Вас выделенная линия, то, наверное Вы сидите на работе и Вас отвлекают. Во-вторых, ни одна школа не даёт учебные звукозаписи, которые нужны, чтобы научиться воспринимать английскую речь на слух и отработать своё произношение. В-третьих, нет специальных упражнений, позволяющих ученикам самостоятельно тренировать монологические высказывания, то есть ученик может только переводить уже готовые предложения, но не в состоянии сам связно произнести 15-40 предложений. Лексический материал (слова), которые предлагаются к изучению, абсолютно не связаны друг с другом, то есть взяты из разных тем. Опять же непонятно, как произносить эти слова. Грамматический материал таких курсов, в основном, разработан очень хорошо, я даже позавидовал некоторым находкам, но в качестве примеров даны только упражнения на подстановку. Впишите данное слово в правильной форме, нажмите ОК и увидите, правильно ли Вы поставили его, если не, то компьютер даст Вам правильный вариант. Никаких объяснений нет. Думайте сами дорогие ученики.

Кроме того, некоторые школы предлагают CD, на которых записана методика, предложенная в Интернете. Количество таких CD на рынке сейчас превышает 20 и, поскольку моё хобби - компьютеры, я знаком практически со всеми этими дисками и некоторые мои ученики даже пользуются CD со словарями (хотя я против этого). Я могу с уверенностью сказать, что выучить английский с помощью таких дисков - нельзя. В лучшем случае Вы увеличите свой словарный запас.

После того как я ознакомился с сегодняшним положением дистанционного обучения английскому языку, я решил представить на Ваше рассмотрение свою методику, которая лишена всех вышеперечисленных недостатков. Я убеждён, что эта методика неидеальна и что мне и моим сотрудникам ещё предстоит сделать многое, чтобы улучшить её. Кстати, работа по улучшению методики ведётся постоянно. Уже издана книга, посвящённая правилам чтения, методическое пособие для преподавателей, сейчас в издании находится вторая книга.

3. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - ЭТО ПРОСТО

Если Вы хотите выучить английский язык, но у Вас нет времени, чтобы заниматься с преподавателем или нанять репетитора дорого для Вас, то обращайтесь в Дистанционную Школу Английского Языка "Оксана".

Я расскажу Вам о некоторых преимуществах обучения в этой школе, а всё остальное Вы узнаете, когда будете учиться у нас. Методика изучения английского языка, которая предложена в нашей школе - это не плод больного воображения, а проверенная временем (10 лет) методика, по которой выучили английский язык уже множество учеников (школьников, студентов, абитуриентов, взрослых).

Наша методика включает в себя многие аспекты обучения, которые необходимы, чтобы свободно владеть английским языком.

Грамматический материал объяснён простым человеческим языком, без употребления специфических слов, которые обычно используют преподаватели ВУЗов. При объяснении даётся сравнение особенностей и отличий русского и английского языков. Рассматриваются некоторые исторические аспекты, которые помогают понять, почему англичане говорят так, а не иначе.

Упражнения для тренировки включают в себя перевод предложений с английского языка на русский, с русского на английский, ответ на вопросы. При этом в упражнениях даны те грамматики и слова, которые изучены к данному уроку. Иногда в упражнениях присутствуют незнакомые слова, чтобы ученик имел возможность самостоятельно повозиться со словарём.

Основа курса - это учебные звукозаписи. Они присутствуют в каждом уроке. При изучении правил чтения Вы можете услышать, как произносятся эти слова. При изучении грамматических тем Вы слышите, как нужно строить предложения. При изучении новых слов Вы слушаете правильное произношение этих слов. При чтении текстов Вы слышите, как эти тексты читают преподаватели английского языка. При изучении диалогов Вы слышите ситуации, в которых надо употреблять различные выражения.

Тексты для чтения и перевода подобраны таким образом, что с одной стороны Вы можете понять, о чём идёт речь, с другой стороны, это тексты написанные англичанами, а не преподавателями английского языка. Следовательно, с первых же уроков Вы привыкаете понимать настоящих англоязычных авторов. В различных диалогах, которые предлагаются к изучению, Вам рассказывается, в каких ситуациях нужно употреблять то или иное выражение. Вам объясняются особенности английского менталитета без которых невозможно выучить настоящий английский язык. Для того чтобы Вы умели произносить самостоятельные монологические высказывания по 20-25 предложений каждое, Вам предлагается овладеть основными принципами описания различных предметов - стола, комнаты, дома и т.д.

Слова, которые Вы будете изучать, даны по сгруппированным словарным темам, например: Дом, Гостиная, Фрукты и т.д.

В курс английского языка включены тематические кроссворды, которые позволяют Вам развить Ваши способности работать со словарём и повысить Ваш интеллект.

В каждом уроке приводятся интересные факты из истории английского языка, истории Англии, жизни англичан в прошлом и настоящем.

К каждому ученику прикрепляется индивидуальный преподаватель, который контролирует ход Вашего обучения, пишет рецензии на Ваши домашние работы, дополнительно объясняет Вам всё, что Вы не поняли в пройденном материале.

По окончании курса при условии удовлетворительной сдачи теста каждый ученик получает сертификат. Сразу же оговорюсь, что мы не гонимся за дешёвой популярностью, и не каждый ученик, а только тот, кто получил средний балл выше 3, получает такой сертификат. Для неуспевающих предлагается дополнительная сдача теста. Таких условий не выдвигает ни одна из существующих дистанционных школ английского языка. Но наша школа стремится к тому, чтобы Вы не просто прослушали очередной курс английского языка, а действительно выучили его.